Пасха. Извлечение из исследования Н.И. Костомарова
Пасха – великий двунадесятый праздник, посвященный Христову Воскресению. О том, как в старину отмечал русский народ это святое торество, рассказывает известный историк XIX столетия Н.И. Костомаров.
Тема
быт, культура, общество, религия, частная жизнь
Исторический период
Новое время, Средневековье
Территория
Российская империя
Народ
русские
Персоналии
Костомаров, Николай Иванович – историк, беллетрист
Язык оригинала
русский
Библиография
Воскресение Иисуса Христа // Православная энциклопедия. Том IX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005: История русской культуры IХ – ХХ вв. / Под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2003: Максимов С.В. Крестная сила. – М., 1993; Мень А. Пасхальный цикл // Таинство, слово и образ. Православное богослужение. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2001; Морозов И.А., Слепцова И.С. Игры с пасхальными яйцами // Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX—XX вв.). — М.: Индрик, 2004; Пасха // Христианство: Энциклопедический словарь в 3 томах. Т. 2. – М., 1995; Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М.1979; Терещенко А.В. История культуры русского народа. – Москва: Эксмо, 2008.
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст - Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М.: Экономика, 1993. С. 203; изобр. – http://nntransfer.ru/novosti/s-prazdnikom-pasxi/.
Пасха праздновалась, как и теперь, всю неделю, и крашеные яйца, как и теперь, составляли особенность праздника. Всю Страстную неделю повсюду толпились продавцы красных яиц; другие расписывали их золотом; некоторые яйца были гусиные или куриные, вареные, а иные деревянные; при христосовании считали необходимым дать яйцо, а если христосовались люди неравного достоинства, то яйцо давал высший низшему. В этот праздник существовал обычай, по которому бояре, а за ними и другие сословия являлись к царю и подносили подарки; точно так же подносили дары крестьяне господам. Эти подарки назывались великоденскими припасами; с своей стороны и господа их дарили, когда целовали*.
На Святой неделе по улицам городов и посадов господствовала крайняя пестрота одежд и всеобщее удовольствие; всю неделю звонили в колокола, веруя, что этот звон утешает на том свете усопших. Русские, встречаясь между собою, целовались: никто не мог отказаться от пасхального поцелуя; однако высшие не всегда дозволяли это низшим себя; так, царь не христосовался ни с кем, исключая патриарха, а давал целовать свою руку.
В старину существовал обычай христосоваться с мертвыми, теперь почти уже вышедший из употребления. В день Пасхи, после заутрени, ходили на могилы родителей и родственников и восклицали: "Христос воскресе!" и бросали яйцо на могилу. Так точно и царь христосовался с усопшими предками в Архангельском и Вознесенском монастырях.
Благочестивые люди старались святые дни воскресного праздника провести в делах милосердия, и в эти дни особенно кормили нищих, раздавали милостыню, посылали пособие заключенным. Но в массе простого народа духовное торжество воскресения Христова уступало место материальной радости: толпы наполняли кабаки, на улицах шатались пьяные, и так же, как на Масленице, по ночам случались убийства.
Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М.: Экономика, 1993. С. 203.